Психологический паспорт
СШ №2 имени Султана Ибраимова
Содержание
- I. Характеристика образовательной среды
1.1. Общие сведения об организации.
1.2. Сведения о контингенте образовательной организации.
1.3. Характеристика внутренней и внешней территории образовательной организации с точки зрения безопасности.
1.4. Характеристика информационной обеспеченности психологической безопасности образовательной среды.
1.5. Локальные акты, обеспечивающие психологическую безопасность в образовательной организации.
- II. Актуальное состояние социальной психологической среды образовательной организации.
- Результаты оценки психологической комфортности образовательной среды по параметрам:
Преобладающее эмоциональное состояние
Социально психологический климат
Используемые диагностический методики
Факторы риска.
- Защищенности образовательной среды от всех видов насилия по параметрам:
Психологическая и физическая защищенность
Информационная защищенность
Используемые диагностические методики
Факторы риска
- Удовлетворённость психологической средой образовательного учреждения по параметрам:
демократичность удовлетворённость качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Используемые диагностические методики
Факторы риска.
III. Общий вывод по результатам оценки (экспертизы) образовательной среды:
- I План мероприятий по обеспечению психологической мира безопасности функционирования организации
- V. Приложение
Введение
Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного становления и развития личности ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Забота о психологической безопасности и здоровье детей в условиях модернизации образования становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой образовательной организации.
«Паспорт психологической безопасности» служит для выявления специфики, наиболее важных характеристик и степени психологической безопасности образовательной среды в образовательной организации. Данный Паспорт нацелен на поддержание и укрепление здоровья детей и педагогов за счет создания психологически безопасных и комфортных условий в ОО.
Экспертная оценка и заполнение паспорта осуществляется не реже, чем 1 раз в три года. Участниками экспертизы психологической безопасности являются учащиеся начальной, средней с старшей ступени обучения, их родители, педагоги.
Экспертную оценку проводят педагог-психолог и социальный педагог, с привлечением классных руководителей.
Состояние психологической безопасности определяется по таким параметрам, как комфортность (эмоциональное состояние, психологический климат), защищенность (психологическая, информационная) участников образовательного процесса и их удовлетворенность образовательной средой (демократичность, качество предоставляемых образовательных услуг). Для изучения социально-психологических характеристик безопасности могут использоваться следующие методы: экспертный опрос, анкетный опрос, визуальная психодиагностика, контент-анализ, тестирование.
Уровень психологической безопасности определяется отдельно на каждой возрастной ступени и в целом по образовательной организации.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой отражены высокие показатели ((не менее 2/3 высокого уровня и не боле 1/3 среднего) комфортности, защищенности от психологического насилия, удовлетворенности образовательной средой, и большинство участников имеют положительное отношение к ней.
Условно безопасная образовательная среда — это среде, где все параметры или 2/3 находятся на среднем уровне.
При наличии хотя бы одного параметра, находящемся на неудовлетворительном уровне образовательная среда будет читаться опасной. При выявлении низкого уровня психологической защищенности, проводится дополнительная диагностика на выявление обучающихся, относящихся к группе суицидального риска и к группе потенциальных или явных агрессоров (буллеров).
Определение понятий
Образовательная среда – это система влияний и условий, совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности обучающихся в процессе решения образовательных задач, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Комфортность образовательной среды – это условия пребывания в образовательной организации, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, снимающие по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса и вызывающие состояние, радости, удовольствия, удовлетворения.
Эмоциональное благополучие (позитивное эмоциональное состояние) – это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие личности в условиях определенной социальной среды, чувство внутренней гармонии между потребностью и её удовлетворением, нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Социально -психологический климат — особая система эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций и который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Благоприятный психологический климат – это построение отношений на принципах сотрудничества, доброжелательности, доверия, справедливости и уважения; удовлетворенность принадлежностью к группе, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, свободное выражение собственного мнения, доброжелательная и деловая критика, отсутствие давления, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и т.д.
Защищенность образовательной среды — состояние образовательной среды, свободное от проявлений всех видов насилия во взаимодействии.
Психологическая защищенность – положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав. Включает в себя чувство принадлежности к группе, адекватную самооценку, реалистичный уровень притязаний и отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т.д.
Физическая защищенность — состояние защищенности жизненноважных интересов человека от угроз, источниками которых являются злоумышленные противоправные (несанкционированные) действия физических лиц.
Информационная защищенность (безопасность) — защищенность от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, умение выбирать безопасную информацию через ее адекватное восприятие, оценку и критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей.
Удовлетворенность психологической средой – удовлетворённость учащихся и их родителей образовательной деятельностью, проходящей в образовательной организации, и включающей в себя демократичность образовательной среды, содействие формированию познавательной мотивации и познавательных интересов обучающихся, качество предоставляемых образовательных услуг, значимость и место образовательной организации в системе ценностей участников образовательного процесса.
Факторы риска — условия, способные оказывать неблагоприятное влияние, на психическое развитие детей, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных неблагоприятных явлений.
Демократичность образовательной среды – возможность участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса.
Качество предоставляемых образовательных услуг – оценка деятельности образовательной организации с точки зрения организации обучения и условий реализации образовательного процесса, способствующих успешности и эффективности обучения и развития детей, сохранения их психического и физического здоровья, поддержание интереса к учебному процессу; обеспечения возможности поступлении в вуз (престижную школу).
- Характеристика образовательной среды образовательной организации
1.1.1.Общие сведения о школе:
Государственное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 имени Султана Ибраимова, села Чуй»
Юридический адрес: Чуйская область, Чуйский район, село
Чуй, улица Карла-Маркса 63
контактный телефон:(031-38) 3-82-26
Фактический адрес: Чуйская область, Чуйский район, село
Чуй, улица Карла-Маркса 63
контактный телефон:
Директор школы: Кызалакова Бурул Джаны-Узаковна контактный телефон : 0555 489-873
Заместитель директора по УВР: Чымырбаева Римма Джуманалиевна, контактный телефон: 0700 928-390
Социальный педагог: Дербишалиева НазгульТолобековна, контактный телефон: 0501 319-970
1.1.2. Режим работы образовательной организации (количество смен, их начало и окончание).
Количество смен – 2
Начало работы с 800 – по 1255 ч.
1330-1825
1.1.3. Количество классов – комплектов:
традиционные – 62 коррекционные – 0 профильные – 0
ресурсные – 0
Количество обучающихся
классы | количество мальчиков | | количество девочек |
0 классы | 85 | 86 | |
1-4 классы | 373 | 386 | |
5-9 классы: | 402 | | 399 |
10-11 классы: | 46 | | 63 |
1.1.4. Характеристика персонала образовательной организации:
Количество педагогов: ,
Возрастной состав: с 19 – до 70,
Гендерный состав: 6 мужчин и женщин-72. Количество-78
Количество обслуживающего 18,
возрастной состав: 20-62, гендерный состав:
4- мужчин,
женщин-14
Количество педагогов, обученных алгоритму действий по пресечению насилия и оказания помощи вовлеченным сторонам: 2, количество обслуживающего и вспомогательного персонала, обученного алгоритму действий по пресечению насилия и оказания помощи вовлеченным сторонам: 2.
Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по организации профилактической работы с обучающимися: 2.
Наличие в ОО педагогов-организаторов, вожатых, педагогов дополнительного образования: 1.
1.1.4. Коллегиальные органы, рассматривающие вопросы психологической безопасности, и их руководители:
- «Совет по профилактике правонарушений» -председатель:Кызалакова Б.Дж.
зам.председателя: Койчуева Ф.С.
1.1.5. Детские объединения и общественные организации:
Объединение | Ступень обучения | Количество обучающихся, входящих в объединение | Участие в профилактической работе |
МАНАС | 1 – 11 кл | 1661 | 20 |
1.1.6. Перечень реализуемых профилактических программ
Наименование программы | Кем рекомендована | Классы, в которых реализуется программа | Количество человек, обучающихся по программе |
Программа воспитательной работы «Школа без насилия» | ЮНИСЕФ | 5-11 | 910 |
КАДАП-6 Профилактическая программа «Ближе друг другу -дальше от наркотиков» | РЦУЗ Мин.Здрав.КР | 6-11 | 801 |
«РАСТЕМ и ВЗРОСЛЕЕМ» | Мин.Образ.КР | 5-6 | 347 |
- Сведения о контингенте образовательной организации:
| |
Количество обучающихся в школе, с ОВЗ | 13 |
Количество обучающихся на дому, с ОВЗ | 8 |
Количество с ОВЗ не подлежащих обучению | 7 |
Количество обучающихся, оставшихся без попечения родителей | 2 |
Количество обучающихся, детей-сирот | 1 |
Учащиеся состоящие на учете в группе риска | |
Учащиеся состоящие на учете ИДН | 3 |
Учащиеся состоящие на учете ВШУ(как трудно-воспитуемые) | 3 |
- Характеристика внутренней и внешней территории образовательной организации с точки зрения безопасности:
Внутренняя территория: плохо просматриваемых, слабо освещённых, укромных уголков — нет, организации безопасности в туалетах – камеры отсутствуют, раздевалки , коридоры, столовую контролирует обслуживающий персонал.
Внешняя территория: информация о близлежащих объектах, способных представлять опасность для обучающихся (пустыри, гаражи, рощи, заброшенные строения, тупики, общежития, учреждения профессионального образования, плохо просматриваемые, слабо освещённые и малолюдные территории и т.д.) – нет.
- Характеристика информационной обеспеченности ОО по вопросам безопасности:
| Обучающиеся | Родители | Педагоги |
размещение | перечень информационных продуктов и количественный охват участников образовательных отношений |
Стенды в рекреациях | « Терроризм угроза обществу», «Уголок безопасности школьника», «Уголок гражданской защиты», « Правила дорожные знать каждому положено», « Паспорт дорожной безопасности», « Ваши права», « Здесь вам помогут». Жизнь прекрасна», «Профилактика ранних браков» | « Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», « Правила дорожные знать каждому « Паспорт дорожной безопасности» положено», | « Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», « Правила дорожные знать каждому положено», « Паспорт дорожной безопасности», |
классные уголки | « Безопасность в интернете», « Будь осторожен» | | |
сайт ОО | имеется | имеется | имеется |
соцсети | имеются | имеются | имеются |
другое | | | |
- Статус семей
Возраст | Семьи находящиеся в ТЖС | Многодетная семья | Малообеспеченная семья | Кайрылман беженцев | Неполные семьи | Обычные семьи | |
| | | | |
| м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | д |
6 -10 л (0 –4кл) | 13 | 7 | 29 | 45 | 7 | 6 | | | 20 | 21 | 389 | 393 |
11- 15 л( 5-9 кл) | 12 | 9 | 34 | 32 | 6 | 2 | | | 13 | 23 | 306 | 333 |
16- 18 л (10 -11 кл) | 3 | 1 | 1 | 7 | 2 | | | | 1 | 2 | 41 | 60 |
Всего | 28 | 17 | 64 | 88 | 15 | 8 | | | 34 | 46 | 736 | 786 |
итого | 45 | 152 | 23 | — | 80 | 1530 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
- Оценка актуального состояния социально — психологической среды образовательной организации
- Оценка психологической комфортности образовательной среды
Параметры/ категории | Преобладающее эмоциональное состояние обучающихся | Социально -психологический климат в классных коллективах | Общий уровень комфортности образовательной среды |
качество взаимоотношений в системе «ученик – ученик» | качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» |
Обучающиеся | | | | |
1-4 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
5-7 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
8-9 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
10-11 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
Родители | | | | |
1-4 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
5-7 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
8-9 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
10-11 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
Педагоги | | | | |
1-4 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
5-7 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
8-9 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
10-11 класс | позитивное | доброжелательные | доверительные | положительный |
- Используемые методики оценки психологической комфортности образовательной среды
- «Диагностика удовлетворённости условиями предметной среды и организацией образовательной программы образовательном учреждении».
- Анкета психофизиологического комфорта.
- Проектная методика « Что мне нравится в школе?».
- Методика изучения мотивации у подростков.
- Методика изучения мотивации у старшеклассников.
- Методика оценки привлекательности группы.
- Экспресс – методика изучения социально – психологического климата в учительском коллективе
- Методика диагностики личностного компонента.
- Методика определения уровня тревожности. Автор: Филлипс.
- Методика определения уровня беспокойства – тревожности. Автор: Ж. Тейлор.
- Методика исследования самооценки младшего школьника « Лесенка» (модификация В. Щюр).
- Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников.
Параметры/ категории | Преобладающее эмоциональное состояние обучающихся | Социально-психологический климат в классных коллективах |
качество взаимоотношений в системе «ученик – ученик» | качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» |
Обучающиеся | | | |
1-4 класс | позитивное | доброжелательное | доверительные |
5-7 класс | позитивное | доброжелательное | доверительные |
8-9 класс | позитивное | доброжелательное | доверительные |
10-11 класс | позитивное | доброжелательное | доверительные |
Родители | позитивное | доброжелательное | доверительные |
Педагоги | позитивное | доброжелательное | доверительные |
- Факторы риска: учащиеся не посещают школу, конфликты с учителями, одноклассниками, родителями; неудовлетворённость образовательной средой.
- Оценка психологической защищенности образовательной среды
- Тест «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы».
2.Анкета – опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды (для учителей)»
3.Анкета – опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (для учеников 8-11 классов). 4. Анкета – опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (для родителей).
- II. 1.Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды (Н.Ф.Бадыгина, В.Н.
Афтенко).
2.Анкеты для учеников, учителей, родителей.
Параметры/ категории | Психологическая и физическая защищенность участников образовательного процесса | Информационная защищенность обучающихся | Общий уровень защищенности образовательной |
| | | среды |
Обучающиеся | | Проводятся уроки информационной безопасности. Установлена контентная фильтрация | |
1-4 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
5-7 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
8-9 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
10-11 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
Родители | Защищенность на достаточном уровне | Проводятся уроки информационной безопасности. Установлена контентная фильтрация | |
1-4 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
5-7 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
8-9 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
10-11 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
Педагоги | Защищенность на достаточном уровне | Проводятся уроки информационной безопасности. Установлена контентная фильтрация | |
1-4 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
5-7 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
8-9 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
10-11 класс | Защищенность на достаточном уровне | | |
2.5. Используемые методики оценки защищенности образовательной среды:
1.Тест « Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор : И.А. Баёва.
- Анкета опросник « Психологическая диагностика безопасности образовательной среды (для учителей).
- Анкета опросник « Психологическая диагностика безопасности образовательной среды (для учеников средних и старших классов).
- Анкета опросник « Психологическая диагностика безопасности образовательной среды (для родителей).
- Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды. -Автор: Н.Ф. Бадьина, В.Н. Афтенко – для учителей, учеников и родителей.
Параметры/ категории | Психологическая и физическая защищенность участников образовательного процесса | Информационная защищенность обучающихся |
| Основные | |
Обучающиеся | | |
1-4 класс | Защищенность на достаточном уровне | Защищенность на недостаточном уровне |
5-7 класс | Защищенность на достаточном уровне | Защищенность на недостаточном уровне |
8-9 класс | Защищенность на достаточном уровне | Защищенность на недостаточном уровне |
10-11 класс | Защищенность на достаточном уровне | Защищенность на недостаточном уровне |
Родители | Защищенность на достаточном уровне | Защищенность на достаточном уровне |
Педагоги | Защищенность на достаточном уровне | Защищенность на достаточном уровне |
| Дополнительные | |
| | |
- Факторы риска: учащиеся не посещают школу, конфликты с учителями, одноклассниками, родителями; неудовлетворённость образовательной средой.
Конфликты с учителями, одноклассниками, родителями – единичные случаи. Удовлетворены образовательной средой – по данным проведённого анкетирования.
- Оценка удовлетворенности образовательной средой
Параметры/ категории | Демократичность образовательной среды | Качество предоставляемых образовательных услуг | Общий уровень удовлетворенностью образовательной средой |
Обучающиеся | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
1-4 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся | Общий уровень удовлетворенностью образовательной средой соответствует. |
5-7 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся | Общий уровень удовлетворенностью образовательной средой соответствует. |
8-9 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся в неполной мере. | Общий уровень удовлетворенностью образовательной средой соответствует. |
10-11 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся в неполной мере. | Общий уровень удовлетворенностью образовательной средой соответствует. |
Родители | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу родителей | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
1-4 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся в полной мере. | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
5-7 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся в полной мере. | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
8-9 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся в неполной мере. | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой в неполной мере. |
10-11 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу учащихся в неполной мере. | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой в неполной мере. |
Педагоги | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу педагогов | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
1-4 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу педагогов | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
5-7 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу педагогов | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой |
8-9 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу педагогов в неполной мере. | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой в неполной мере. |
10-11 класс | Демократичная образовательная среда | Соответствует запросу педагогов в неполной мере. | Соответствует уровню удовлетворённости образовательной средой в неполной мере. |
- Используемые методики оценки удовлетворенности образовательной средой:
- Методика психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы. Автор: И.А. Баёва – для учителей, родителей, учеников.
- Методика – диагностика психологических условий школьной образовательной среды. Автор: Н.П. Бадьина, В.Н.Афтенко – для родителей, учителей и обучающихся.
- Анкета – опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (для учителей).
Параметры/ категории | Демократичность образовательной среды | Качество предоставляемых образовательных услуг |
Обучающиеся | Соответствует должному уровню | Соответствует запросу |
1-4 класс | Соответствует должному уровню | Соответствует запросу |
5-7 класс | Соответствует должному уровню | Соответствует запросу Соответствует запросу Соответствует запросу |
8-9 класс | Соответствует должному уровню |
10-11 класс | Соответствует должному уровню |
Родители | Соответствует должному уровню | Соответствует запросу |
Педагоги | Соответствует должному уровню | Соответствует запросу |
2.9. Факторы риска:
учащиеся не посещают школу, конфликты с учителями, одноклассниками, родителями; неудовлетворённость
образовательной средой.
Конфликты с учителями, одноклассниками, родителями – единичные случаи. Удовлетворены образовательной средой – по данным проведённого анкетирования.
- Общий вывод по результатам оценки (экспертизы) образовательной среды
В школьном коллективе благоприятные, доверительные, партнёрские дружеские отношения, располагающие к общению и комфортной образовательной среды.
- План мероприятии по обеспечению психологической безопасности функционирования образовательной организации
№ | Содержание работы по каждому направлению | Категория участников | Сроки | Ответственные | Результат выполнения |
1 | Информационно- просветительское | | | | |
| | 1.Создание базы данных обучающихся групп риска | | | |
| | 2.Самообследование школьной среды на предмет безопасности и комфортности тестирование «Удовлетворенность всех субъектов образовательного пространства всеми сторонами образовательного процесса» 3.Подготовка методических рекомендаций для классных руководителей по профилактике кризисных ситуаций, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. 4. Изучение климата в ученических коллективах. | | | |
| | 5.Проведение обучающих семинаров для педагогов по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагогов», «Средства самопомощи в стрессовых ситуациях». 6.Проведение тренингов для старшеклассников по межличностному общению, формированию навыков разрешения конфликтов. 7.Консультирование классных обучающихся по проблемным и кризисным ситуациям. | | | |
2 | Формирующее (активизирующее) | 1.Сопровождение адаптации пятиклассников: мониторинг эмоционального состояния. 2.Исследование школьной тревожности 5, 9-11 кл. 3. Тренинги, посвящённые международному Дню Толерантности «Все мы разные, все мы равные!» 4. Проведение мониторинга | | | |
| | социальных сетей «Интернет» в целях выявления признаков асоциального, суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся. 5. Организация деятельности службы примирения, направленной на разрешение конфликтов, улучшение межличностных отношений. | | | |
3 | Профилактико коррекционное (с группами риска) | 1. Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков. 2. Опросник проявлений агрессий и враждебности. 3. Классный час «Общение со взрослыми». 4. Классный час «общение с младшими по возрасту» 5. Занятие для | | | |
| | родителей «Родители меня не понимают или как услышать подростка». 6. Занятия с элементами тренинга для подростков «Мир глазами агрессивного подростка». 7. Анкета «Подросток группы риска в социуме». 8. Диагностика этики поведения. | | | |
- Приложения
- Абрамова Г.С.. Практикум по возрастной психологии. – М., 2001
- Бадьина Н.П., Афтенко В.Н.Диагностика психологических условий школьной образовательной среды. – Курган, 2004
- Баёва И.А. Психологическая безопасность в образовании – СПб, 2002
- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого – педагогические показатели деятельности школы. – М., 2004
- Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса « Возрастная психология». – М., 2002
- Основы психологии: Практикум/ Ред. – сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов –на- Дону, 2002